Вот уже 23-й месяц продолжается война России против Украины, а мы закончили полный год отслеживания потерь российской армии. Напомню, что в декабре мы запустили сайт, где погибшие, на которых есть некрологи или информация родственников о гибели, появляются практически в интерактивном режиме. Поэтому сейчас можно подвести итоги 2023 года и даже сравнить его с первым годом войны. А сравнивать, поверьте, есть что и с чем.

За 2022 год погибло порядка 88-95 вологжан, окончательные цифры не точны, т.к. потери даже за первый год войны продолжали выявляться на протяжении всего 2023 года. Однако, уже за первый квартал мы вышли на сопоставимые цифры потерь сравнимые с первыми 10-ю месяцами войны. Это было связано с зимним наступлением на Угледар, Авдеевку, Соледар и штурм Бахмута.

К этому моменту в списках уже были мобилизованные, а к концу 2022 года в списках погибших стало появляться много бывших зэков из ЧВК «Вагнер».

В итоге весной потери стали настолько велики, что мы вышли на цифры сопоставимые с потерями всего СССР и России за последние 76 лет. О чём и вышло наше апрельское исследование.

Стоит отметить, что как раз весной развернулась активная компания по найму контрактников. Однако, первый же месяц был провальным и властям уже к концу апреля пришлось увеличить количество пунктов найма в 7,5 раз.

Окончание в мае штурма Бахмута и начавшееся летом контрнаступление ВСУ несколько снизило потери. Видимо это было связано с тем, что война на короткий период приобрела чисто оборонительный характер. Однако, Вологодская область всё также проваливала план по найму контрактников, а вновь прибывшие и мобилизованные продолжали погибать. И к концу лета власти были вынуждены поднять расценки, увеличив сумму единовременной выплаты до 700 тысяч рублей.

Осенью это создало новую волну из жадных идиотов и удалось чуть-чуть улучшить общие показатели. Которые за первые полгода активного найма были абсолютно провальными. Так как удалось нанять лишь порядка 1400 человек. Что выясняется при простых математических подсчётах. В области 28 районов и городов, а значит 28 военкоматов, плюс 30 мобильных пунктов, т.е. под 60 точек найма. В среднем на точку приходится 20-25 человек, что за полгода составляет 1 человека в неделю. Согласитесь, эффективность работы не слишком большая.

Кстати, тут интересны истории с выплатами, которые нам присылают:

«А у меня каждый день веселье. Вася тесть, 61 год, в Юрманге пересмотрел телеканал Звезду, и сходил в военкомат написал заявление на добровольца. Написал в пятницу, а сегодня его уже в Вологду отправили. Здесь он подписал контракт. Ни каких 700 тысяч нет. Есть только 100 тысяч. Им сказали что придёт ещё 195 тысяч и все. 700 это реклама. Таких денег не выплачивается.»

Прекрасно, не правда ли. На этом фоне можно и до миллиона увеличивать.

Кстати, если посчитать с чего начинали летом 2022 года, то получается единовременную выплату за заключение контракта увеличили в 7 раз. К губернаторским (которые теперь муниципальные) добавили путинские и минобороновские деньги, а сами вологодские выплаты стремительно росли.

Увеличение расценок четырежды за последние 1,5 года явно не связано с большими очередями в военкоматы. Тем более, что потери резко выросли осенью и часто мы видели, как контрактники погибали спустя пару месяцев, а то и пару недель.

В-первую очередь это связано с очередной наступательной активностью ВС РФ на Авдеевку-Марьинку и на купянском направлении. И тут, можно перейти к итоговой оценке.

На 10 января 2024 года в списке 458 погибших, за первые десять дней нового года добавились 10 человек, но практически все они погибшие 2023 года. Если посчитать грубо, то в 2022 году погибло порядка 90-95 человек, а в 2023 году погибло 350-360 человек. С первого же взгляда очевидно, что потери резко выросли в разы. Даже если провести корреляцию на неполный 2022 год, то всё равно количество погибших выросло в 3,5 раза. Также стоит отметить, что порядка 150 человек в списке являются бывшими зэками. С небольшими исключениями все они ушли воевать из мест заключения. По сути треть списка состоит из них. А если оценивать потери 2023 года, то они составляют 40-45%. Это, без сомнения, последствия максимального использования заключённых именно в качестве пушечного мяса. Кстати, в первые полгода процент зэков среди погибших достигал 60-65% и это явно было связано со штурмом Бахмута силами ЧВК «Вагнер». Отметим, что заключенные никуда не делись и теперь уходят на прямые контракты с Минобороны. Потери контрактников постепенно начинают превышать потери мобилизованных, видимо с контрактниками меньше церемонятся и оказаться на передовой они могут уже в первую неделю. В сентябре-декабре это стало особенно заметно.

Особо хочу выделить, что наш список не включает в себя пропавших без вести и основан только на публичной информации из опубликованных новостей, некрологов и сообщений родных. Скорее всего реальные потери существенно выше. При этом, если оценивать общие потери РФ в Украине, можно сказать, что Вологодская область средний регион и составляет 1/133 по населению. А последние, официально озвученные данные, от министра нападения Шойгу составляют 5937 человек. Он, кстати, озвучил 9 января данные потерь ВСУ за 2023 год, но почему-то молчит про российские потери. Между тем по данным ВСУ на 1 января 2024 года они составили 360 тысяч человек, а на 1 января 2023 года составляли 106 тысяч. Как видите и по данным Украины рост потерь в 2,5 раза.

В общем, подводя итоги, можно сказать однозначно — потери российской армии, включающие в себя войска ЛДНР, мобилизованных, зэков, контрактников росли огромными темпами. Но, в то же время, в России всё больше сказывается усталость от войны и новостной фон. Жены мобилизованных робщут всё сильнее. Их, весьма логично, удивляет ситуация, когда зэк может вернуться через полгода, а их мужики сидят в окопах уже 16 месяцев и выхода только два, либо 200-м, либо 300-м. Власти были вынуждены весь год увеличивать суммы выплат и доплат контрактникам, т.к. количество жадных идиотов желающих могилизироваться в Украине постепенно тает. Думаю, что к весне-лету 2024 года в РФ назреет необходимость проводить повторную частичную мобилизацию. Особенно риск вырастет после прохождения кремлёвским фюрером рубикона в виде так называемых «выборов».

Мы продолжим наши публикации и ведение списка потерь надеясь на то, что количество потерь рано или поздно заставит общество предъявить Путину однозначное требование — Закончить войну и вывести войска с Украины. Ведь бессмысленность этой войны стала ещё более очевидной. Почти два года российская армия берёт Киев за три дня, а не взяла даже Авдеевку.